На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ГРАД СО

33 подписчика

Александр Савченко "Стратегия социально-экономического развития города Москвы на период до 2025года"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР №2 

КОНКУРСА НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

Докладчик: Александр Савченко – директор центра ситуационного

мониторинга и региональных исследований РАНХ и ГС приПрезиденте РФ:

 

«Мне выпало продолжить тему: « Планировать и быть планируемым»

Большой коллектив в составе РАНХ …

Работает над стратегией социально  экономического развития Москвы.

  1. Почему разрабатывается стратегия развития Москвы?

Во первых, потому что исчезли ресурсы её экстенсивного роста, потому что не сформирован вдохновляющей образ её будущеё как постиндустриального города.

 Потому что, нам нужна платформа для конструктивного диалога  всех сил представленных в городе, (городских властей и горожан которые здесь живут).

Нам нужно строит эффективную кооперацию и координацию с соседними регионами.

И наконец, постоянно меняющиеся глобальные процессы создают новые условия формирования крупных городов, в том числе и такого мегаполиса как Москва. 

Приступая к этой работе, мы очень четко отдавали себе отчет в том, что такой организм как мегаполис характеризуется очень можно инерцией своего развития.  И действительно многие поколения до нас работали здесь и вкладывали силы и ресурсы и для того что бы здесь что то быстро менять нужно такой объем усилий и затрат который при существующем поколении при всех благих пожеланиях при этой жизни реализован быть не может 

 ...


      Мегаполис располагает четырьмя стратегическими ресурсами:

  1. 1.     Территорией
  2. 2.     Экономическим потенциалом
  3. 3.     Человеческим ресурсом
  4. 4.     Системой управления

От того на сколько сбалансирована и согласована, а так же эффективно будут задействованы эти ресурсы зависит качество стратегии.

Хочу подчеркнуть, что стратегией занимается тот, кто одновременно двигает эти четыре типа ресурсов.

То есть частные стратегические инициативы по территориальному устройству, экономическому потенциалу, социальной политике и реформы городского оздоровления они не дают того необходимого интегрального эффекта который дает реальная стратегия города задействующая все четыре типа ресурсов.

Те города, которые в рейтинге моровых городов, занимаю первые десять позиций, научились эффективно управлять этими ресурсами, и главное согласовано управлять. 


 Как можно было бы представить   Мировой город:

Внизу вы видите, те типы стратегических ресурсов в качество управления которыми мы должны повышать.  Дальше пирамида показывает остальные сегменты управления город. Вниз направлены стрелки объем охвата жителей города тем или другим сегментом городской экономики. Внизу у нас находится система жизнеобеспечения (ЖКХ ИТД). Понятно, что эти виды деятельности захватывают 100% городского населения. Но с другой стороны они имеют только локальный охват. Вообще то, это очевидно, услуги Московского водопровода нельзя продать в Нью-Йорке, но с другой стороны если мы обратимся вверх там где у нас глобальный кластер экономики города минимальных охват профессиональных групп при максимальном охвате экономических связей.  Это мы должны учитывать, представляя себе, как устроена городская экономика.

http://fgu.ane.ru/images/docs/presentaciya_moscow_2025.pdf

Итак.

Первый сегмент.

Максимальный охват населения, минимальный территориальный охват.

 Второй сегмент

Системы обеспечивающие, социальное благополучие города. Медицинское обслуживание, образование и системы социального обеспечения. Массовый региональный охват- территориальный.

И наконец, рутинные виды экономики это массовый профессиональный контингент и национальный охват.

И сегмент, так интересующий нас:

Высокотехнологичный и глобально ориентированный. Это минимальные узкие профессиональные группы, но зато глобальный охват.

В Москве, не только по кластерной политике, но и существующие кластеры Москвы фиксируются кластеры мирового уровня, а это атомная промышленность, биотехнологии, и это с некоторыми оговорками вещи которые связаны с культурой и наукой.

Если мы такую модель принимаем за базовую, мы можем теперь начать формулировать  проблемы которые нам предстоит  преодолевать. И делать это систематично, показывать поле проблем в их взаимосвязи.

Таким образом,если мы от этих схем выделим  четыре типа стратегических ресурсов и по способу их взаимодействия посмотрим их по пространственному охвату.

У нас выделяется поле из 16 типов такого рода стратегических охватов. Которое позволяет дальше делать  достаточно строгие выводы,  по тому как мы будем двигаться дальше.

Это позволяет построить нам систему стратегических целей.

Опять же, по тому самому принципу по отношению к способу управления к каждому из стратегических ресурсов в одной стороны, к различным пространственным охватам с другой стороны.

В свою очередь выстраивание такой системы целей,  позволяет структурировать систему целей. И впервые прочертить такую целевую структуру, которая от генеральных целей развития города, до (в нашем случаи) это повышения качества жизни, через цели по отношению к каждому из стратегических ресурсов, позволяет затем прочертить цели к уровню территориального охвата, и опустится ниже, вейте затем на уровень городских государственных программ. 

Таким образом, у нас появляется возможность построить логически взаимосвязанную функционально понятно как взаимодействующею систему целей, которая охватывает не только генеральные цели стратегии, но так же и механизмы реализации которой представлены государственными городскими программами.

Если мы так понимаем стратегию, то тогда мы имеем основания сказать что так понимаемая стратегия может и должна выступать базой согласования всех управленческих документов, которые существуют в городе. Это Ген. план ( который строится на 20-25 лет и в целом отвечает на вопрос- ГДЕ), это государственные городские программы которые являются 5-ти летними и отвечают на вопрос КАК.  И трех летние городские бюджеты которые отвечают на вопрос – Сколько.

Вопрос: - Как они операционнально, могут, между собой завязаны?

Ответ-  Внутри стратегии есть механизм согласования.

Каждый из нас может привести массу примеров такого рода рассогласований.

Понимая сложность прогнозирования, мы строим сценарии. Тогда в отличие от известных ошибок слишком жесткой фиксации на количественные показатели или целевые ориентиры, мы пытаемся увидеть некоторое поле возможностей и его динамику.

Таких сценарием (ценностные 1.25.30) можно выделить четыре:

- Операционный сценарий. Примерное сохранение тех тенденций которые наметились за последние двадцать лет. Для Москвы это сценарий с упором на строительный и торговый комплекс, последствия реализации мы видим.

Дальше понятно, что можно усилить составляющею развитие Москвы как площадки для бизнеса.  Но тогда мы упустим шанс улучшить качество жизни и таким образом ухудшим сложившеюся ситуацию.


Или мы можем пойти по пути форсированного наращивания качества жизни, бросая туда все ресурсы и забывая проблемы реальной актуализации экономики.


Или наконец, сценарий Москвы как Мирового  города,  когда мы пытаемся балансировать между экономической актуализацией и повышением качества жизни.

Здесь представлены проработанные сценарии сравнения

Там есть, сценарий « Статус кво» и сценарий Москвы как Мирового города.

Мы разрабатывали стратегию 2020г. и мы располагаем информацией реальных трендов развития нашей страны.  И поэтому мы можем именно так увидеть эти два сценария по Москве, которые если внимательно посмотреть, не очень отличаются (далее цифры… со слайда).

Посмотрев на сценарий и поняв, что у нас есть система целей развития города мы можем начать формировать дерево целей, стратегия.


Которая,  может быть достаточно разветвленной, в нашем случаи более ста показателей связанных между собой, в некою иерархическую структуру. Понятно, что эта система будет дорабатывается,  и у нас такая работа ведется с городскими органами.

Соответственно это дерево целей будут четырех уровневое:

-Миссия (это нормативное требование к таким документам как стратегии регионов)

- Направления это основные виды деятельности, которые позволяют реализовать генеральную цель повышения качества жизни. В нашем случает, это направления развитие человеческого капитала, который разворачивается в приоритеты, а те в свою очередь   выходят на цели и задачи согласуемыми с городскими и государственными программами. Аналогично по пространственной составляющей, и аналогично по экономической составляющий. 

Итак, примерно система из ста показателей согласованных между собой позволяет удерживать представления о социально экономической ситуации в стратегическом её аспекте и корректировать её.

 Но, а дальше мы можем расписать более подробно. Соответственно управление связанно с человеческим капиталом с пространство средового развития города, которое может быть в этой аудитории наиболее интересно.  И здесь мы говорим о развитии Москвы как столичного региона и агломерации и развитие Москвы как зеленого и дружелюбного города и новых территорий как пространство для отработки новых моделей освоения и управляемости. Пока мне представляется, что то наиболее эффективный способ употребления новых территорий. Отрабатывая на них те модельные проекты которые потом могут быть транслированы как в целом на агломерацию, так и на столичный регион. Ну и наконец экономический потенциал, когда мы говорим по форсированному развитию современной среды бизнеса и по этим критериям Москва не блещет. Развития сектора инновационных отраслей экономики. Опять таки, эти направления упираются в государственные и городские программы и согласуются с ними по показателям удерживая цели и стратегическую ситуацию в городе.

Вот подробное расписывание управления экономическим потенциалом.  И требования, которые выдвигаются к принципам управления, здесь дифференцируемый подход.

Принципиально важном в нашем понимании стратегии  это не только то что Стратегия- За, но стратегия это обязательно то и в прямой форме отказ от чего то. И вот по каждому направлению мы фиксируем следующие:

Мы фиксируем то, от чего мы безусловно будем отказываться

То что мы должны развивать из того что уже есть

И наконец, то, что мы должны инициировать 

Вот такое поле мы выкладываем наших направлениях и реализуем последовательно в стратегических подходах

Пример: То, что касается креативного класса 

 

В пространственной политики три направления:

Это развитие Москвы как столичного региона и агломерации, формирование единой системы расселения

Это развитие Москвы как Смарт Сити

Это освоение новых территорий в режиме плотных проектов

Принципы управления полицентричный, отказ от моноцентричности, компактность расселения связанного с территорией, согласованность управления, германизация отношений

Сматр Сити

Первые два этапа

Согласование отдельных объектов и городской инфраструктуры

У нас есть уникальный шанс начать свое планирование на входе сразу в третий этап если действовать согласовано и консолидировано  

http://fgu.ane.ru/images/docs/digest_1.pdf Проведение предварительных исследований и разработка Целевых ориентиров социально-экономического развития города Москвы до 2025 года

http://fgu.ane.ru/images/docs/digest_2.pdf Разработка проектов Основных направлений деятельности Правительства Москвы на период до 2016 года, Стратегии социально-экономического развития города Москвы на период до 2025 года 

http://fgu.ane.ru/images/docs/presentaciya_moscow_2025.pdf Стратегия социально-экономическогоразвитиягорода Москвы на период до 2025 года

 20 марта 2012 г. в Высшей школе экономики состоялось второе заседание Международного консультативного совета в рамках проекта по разработке Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года

 Экспертное обсуждение новой стратегии Москвы

http://fgu.ane.ru/index.php/moscow-2025/o-proekte Стратегия развития города Москвы до 2025 года. О проекте 

http://fgu.ane.ru/images/docs/buklet_center.pdf Центр ситуационного мониторинга и региональных исследований


Картина дня

наверх