ГРАД СО

33 подписчика

Свежие комментарии

  • Юлия Зубарева
    Регламент как документ в Мэрии города Калининграда. А почему вы спросили?Колористика город...
  • Данил Шевкунов
    Александр, здравствуйте, а где непосредственно регламент как документ? С уважением Данил Шевкунов.Колористика город...
  • Юлия Зубарева
    http://www.elegantceramica.ru/Programma.phpСхемы укладки пли...

Концепция единой светоцветовой среды города Калининграда.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕГЛАМЕНТУ 2

Концепция регулирования цветового климата городского округа «Город Калининград»

Раздел: «Концепция единой светоцветовой среды города Калининграда. Концепция светоцветовой праздничной среды города Калининграда».

Раздел 1. Вводная часть

Состав и краткое содержание Концепции

Концепция, исходя из поставленной цели, состоит из следующих основных разделов.

Раздел. Состояние светоцветовой среды города.

Содержит:

- обобщение опыта создания светоцветового облика в Калининграде и других городах с описаниями новаторских и традиционных подходов к созданию выразительных и запоминающихся световых образов различных территорий и объектов города в будничном и праздничном режиме, а также с предложениями об использовании рациональных подходов и решений при формировании светоцветового облика Калининграда;

- анализ проблемных ситуаций формирования единой светоцветовой среды в Калининграде с выборочной оценкой состояния и развития светоцветовой среды, фотоиллюстрациями отдельных недостатков, выводами о необходимости введения требований взаимоувязанного применения средств и приемов освещения в зависимости от назначения и значимости территорий и объектов.

Раздел 1. Концептуальные положения по формированию единой светоцветовой среды города.

Содержит:

- принципы, требования и проектирование единой светоцветовой среды города, где на основе общего принципа взаимоувязанного применения средств и приемов освещения изложены правила организации системы световых пространств в структуре города, определены требования к применению средств освещения в зависимости от градостроительной ситуации, увязано проектирование средств освещения с состоянием и проектированием территории или объекта путем предварительной разработки концепций организации светоцветового пространства.

- приоритетные направления, задачи и подходы к формированию светоцветовой среды города с выделением общих задач ее совершенствования (формирование гармоничной светоцветовой среды в различных историко-градостроительных ситуациях, ценных световых видов и панорам, светового силуэта и др.) и особенностей их решения в историческом ядре в пределах второго оборонительного кольца, срединной и периферийной зонах города.

Раздел 2. Состояние светоцветовой среды города

2.1. Анализ проектирования наружного освещения в Калининграда и зарубежных городах.

.Утилитарное наружное освещение.

В настоящее время нормируются в первую очередь те показатели (средняя яркость дорожных покрытий, неравномерность распределения яркости дорожных покрытий, показатель ослепленности), которые должны обеспечивать хорошую видимость проезжей части, своевременное обнаружение препятствий и пространственную ориентацию. Для пешеходных зон нормируется средняя горизонтальная освещенность, обеспечивающая хорошую видимость маркировки, разметки, и полуцилиндрическая освещенность, уровень которой наиболее адекватно коррелирует с восприятием лица человека. Все нормируемые параметры УНО дифференцированы в зависимости от категории улиц, интенсивности движения.


Архитектурное и ландшафтное освещение.

Проектирование архитектурного и ландшафтного освещения определяется основным параметром яркость освещаемого объекта при различных приемах освещения. Соотношение максимальной яркости фасада к минимальной при равномерном и неравномерном заливающем освещении фасада, определяют яркость фасада доминирующего объекта при проектировании световых архитектурных ансамблей. В целях полноценного объемного восприятия монументов, памятников, малых архитектурных форм, имеющих многосторонний обзор, предусматривается их освещение с двух-трех сторон с выраженным основным направлением светового потока.

В качестве целесообразных источников света предлагаются газоразрядные лампы, спектральный состав которых выбирается с учетом колористических особенностей освещаемого объекта. Необходимы ограничения прямой блескости - экранировка светового отверстия осветительных приборов.

За рубежом публикации МКО (Международная комиссия по освещению) CIE 94-1993 Guide for foodlight, CIE 136-2000 Guide to the lighting of urban areas представляют собой руководство по архитектурному и ландшафтному освещению. В них, в частности, показано, что при освещении парков, ландшафтных зон не стоит вопрос о воспроизведении дневного облика объекта. Учитываются особенности объектов: угловые размеры и форма определяют светораспределение осветительного прибора; колористика объекта определяет выбор спектрального состава источника света. Указано на необходимость исключения прямой блескости. Многоплановые объекты должны иметь разную яркость, причем увеличивающуюся при удалении. Приведены значения горизонтальной и полуцилиндрической освещенности для парковых аллей, дорожек скверов и территорий около зданий.

Необходимо разбирать вопрос неблагоприятного влияния света (дискомфорт) на отдельные объекты окружения - насекомых, растения, животных, на население, находящееся вне зоны использования наружного освещения (например, жителей домов), на непосредственных пользователей такого освещения (велосипедистов, пешеходов), на астрономические наблюдения.

Для исключения указанного неблагоприятного светового воздействия, необходимо ограничивать светотехнические параметры осветительных установок наружного освещения: освещенность, сила света светильника, пороговое приращение, коэффициент излучения светильника в верхнюю полусферу, яркости фасадов и знаков. Все параметры дифференцированы в зависимости от типа территории (зон окружающей среды). В различных национальных стандартах ряда Европейских стран (Италия, Испания и др.)

В современных условиях нельзя оставлять без внимания вопросы комплексного нормирования светоцветовой среды города. Исследования, проведенные Советом по дизайну Великобритании, показали, что утомляемость человека даже от пассивного (не для водителя!) восприятия «визуального хаоса» для среднего города составляет около 25% общей утомляемости вдень.

Работы, выполненные в ООО «ВНИСИ» выявили значительное снижение работоспособности зрительного аппарата водителей при внезапном появлении в поле зрения ярко освещенных фасадов зданий и памятников.

Вопросы светового загрязнения законодательно решаются в Германии. Жители домов, в чьи окна попадает свет от уличных светильников, имеют право подавать жалобы. Риск возникновения светового загрязнения должен устраняться еще на стадии планирования осветительной установки.

Хотя федеральные законы Германии и практика их исполнения не содержат конкретных параметров таких загрязнений, Светотехническим обществом (UTG) предложены методы мониторинга и оценки степени светового загрязнения, а также его максимально допустимые уровни.

Немалую лепту в «агрессивные зрительные поля» современных городов часто вносит обособленное проектирование и бесконтрольное использование архитектурного и рекламного освещения. Появление новой науки - видеоэкологии, позволяет взглянуть на светотехнические проблемы с новой, ранее не учитываемой стороны.

Назрела необходимость совершенствования калининградских норм проектирования архитектурного и ландшафтного освещения с учетом требований видеоэкологии, результатов отечественных и зарубежных исследований.


Световая, освещаемая реклама и информация.


Необходимо создать проект специального технического регламента «О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения», который содержит: светотехнические типы рекламных конструкций (лазерные установки, электронные табло (видеоэкраны), электронные светодиодные табло (бегущая строка), газосветные статические и динамические рекламные конструкции, световые коробы с внутренним подсветом, тумбы (пилларсы), объемные рекламные конструкции с внутренним подсветом, рекламные конструкции с внешним освещением рекламного поля, световые элементы, составляющие рекламную композицию, стробоскопические элементы рекламных конструкций); варианты внешнего освещения (светильники располагаются сверху, снизу, сбоку); основные ограничения к вариантам внешнего освещения (недопустимо попадание прямых лучей на водителей транспортных средств, недопустимо попадание прямых лучей в окна жилых помещений).

В законодательной базе России совмещены термины витрина - витраж, но нет четкого определения понятий «витрины» и «оформление витрины», нет связи оформления витрины с оформлением всего здания в целом, нет требований к оформлению витрин в зависимости от места расположения объекта. Отсутствуют требования, какой должна быть подсветка витрин в связи с архитектурным освещением здания.

Национальные стандарты, регламентирующие эксплуатацию дорожных знаков, устанавливают группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах, правила установки, технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний. Стандарты также устанавливают требования к световозвращающим материалам для знаков.

Праздничное световое оформление.

Праздничное световое оформление формирует особую светоцветовую среду с целью подъема эмоционального настроения жителей и гостей города..

Необходимо регулировать порядок монтажа и демонтажа праздничного оформления города и утверждает перечень государственных праздников, к которым в обязательном порядке осуществляется праздничное оформление города и подключение иллюминации. Оно не касается концептуальной или художественно-декоративной части праздничной иллюминации и оформления, которые разрабатываются для каждого типа праздника.

Праздничная иллюминация и оформление связаны с эпизодичностью включения световых приборов по программе проведения государственных, городских и местных праздничных мероприятий.

Праздничное оформление города создается элементами средового дизайна с использованием различных систем и приемов освещения. Элементы праздничного светового оформления разрабатываются для каждого типа пространств и часто индивидуально для каждого праздника. Основные направления праздничного оформления города показаны на схеме ночного освещения и в таблице 1.

Иллюминационное освещение стационарно размещается в архитектурном пространстве. Праздничное оформление может иметь временное или постоянное размещение, таблица 2.

Элементы средового дизайна, используемые в оформлении города

Таблица 1

Тип оформления

Места размещения

Средства освещения

Характер установки

1.

Объемно- пространственные конструкции (h- 3-30 м)

площади, развязки, места культурно-массовых мероприятий

прожектор, лампы, стробы

временный

постоянный

2.

Флагштоки

вдоль трасс, скверы, площади

 

временный

постоянный

3.

Перетяжки

улицы

светодиод дюралайт, стробоскопические лампы

временный

4.

Тематические конструкции (елки, арки)

площади, скверы, бульвары, трассы

прожекторы, электрогирлянды с лампами накаливания, светодиоды, стробоскопические лампы

временный

5.

Тематические панно

фасады домов, флагштоки

электрогирлянды

 

6.

Оформление зеленого массива

деревья, кустарники вдоль трасс, скверы, площади

электрогирлянды типа клин-лайт, световые сетки pleay-лайт

временный



Средства и приемы праздничного иллюминационного и иного светового оформления города

Таблица 2

Места применения

Приемы освещения

Средства освещения

Характер размещения

1

2

3

4

5

1.

Фасад здания

световая графика

электрогирлянды с лампами накаливания, люминесцентные лампы, светодиодные лампы, стробоскопические лампы

постоянный

 

 

брендмауер-панно

Электрогирлянды с лампами накаливания, светодиоды, стробоскопические лампы, светодиодные кластеры, прожектора, клип-лайт, дюралайт

постоянный

временный

 

 

световая фреска

светодинамические и проекционные аппараты

временный

2.

Опора освещения

панель-кронштейн

клип-лайт, дюралайт светодиоды, стробоскопические лампы

постоянный

 

 

световая графика

электрогирлянды с лампами накаливания, светодиоды, стробоскопические лампы

постоянный

3.

Мостовые сооружения, опора освещения

световая графика

электрогирлянды с лампами накаливания, светодиоды, стробоскопические лампы

постоянный

 

 

цветодинамика

светодинамические аппараты

постоянный

4.

Улица - над проезжей или пешеходной частью

звездное небо

электрогирлянды с лампами накаливания, светодиодные лампы, стробоскопические лампы

постоянный

 

2.2. Обобщение опыта создания светоцветового облика в Калининграда и других городах.

Историческая справка.

История наружного освещения уходит в далекие времена.

Долгое время для освещения главных сооружений и центра ряда городов использовались растительное масло, керосин, а затем и газ.

Настоящий переворот в проблему освещения внесло изобретение электричества и электрической лампы.

Концепция  единой светоцветовой среды города Калининграда.

Фото1. Ленинский проспект ( Штайндамм )

Сегодня в установках наружного освещения, к которым предъявляются повышенные требования по цветопередаче (стадионы, выставки, пешеходные зоны), все чаще используются металогалогенные лампы. В ближайшей перспективе - создание уличных осветительных систем на основе нового поколения источников света - полупроводниковых светодиодов.

Светоцветовая среда Калининграда последние почти 15 лет во многом определялась за счет освещение рекламы на магазинах и торговых центрах.

К настоящему времени городом реализовано и эксплуатируется архитектурное освещение исторических и современных объектов .

Концепция  единой светоцветовой среды города Калининграда.

Концепция  единой светоцветовой среды города Калининграда.

Есть тенденции формирования светового облика исторических территорий и объектов.

Концепция  единой светоцветовой среды города Калининграда.

В архитектурном освещении объектов используется, в основном, белый заливающий свет. При этом в утилитарном наружном освещении используется желтый свет натриевых ламп.

Следует отметить, что в ряде зарубежных столиц наметилась тенденция к преобладанию белого цвета света в освещении их центральных частей. Законодательно закреплено применение белого цвета света при освещении исторического центра Парижа.

За рубежом при проектировании и реализации высотных комплексов общественно-делового и развлекательного назначения, а также различных высотных сооружений, успешно применяются светоцветовые композиции с меняющимся (динамичным) рисунком, яркостью и цветовой гаммой.

Световое оформление набережных в районе острова стало привлекательно и для вечерних прогулок.

Концепция  единой светоцветовой среды города Калининграда.

Определенный интерес для широкого применения в калининградских условиях представляют используемые за рубежом такие приемы освещения набережных как: ландшафтное освещение в сочетании с ландшафтной организацией и благоустройством набережных (города Прага, Париж, Страсбург, Бостон); порта ( Эдинбург); стилизация светильников с учетом исторической застройки (Стокгольм, Бостон, Флоренция); выделение средствами световой информации и рекламы, совмещенной с ними городской мебели пешеходных зон с активными туристскими и рекреационными нагрузками (города Париж, Стокгольм).

Опыт формирования световой среды общественных пространств (площадей, пешеходных улиц, рекреационных и спортивных зон).

Город имеет свои исторические традиции освещения, начиная с керосиновых и газовых фонарей. Но старинные опоры с характерными кронштейнами, можно увидеть только в музеях.

Концепция  единой светоцветовой среды города Калининграда.

фото 2. Праздничная демонстрация на Штайндамме

Можно заметить, что для освещения Рыбной деревни использовалась стилизация дизайна светильников, неповторимая и присущая только данной территории.

Концепция  единой светоцветовой среды города Калининграда.

Концепция  единой светоцветовой среды города Калининграда.

В некоторых городах для особо популярных пешеходных зон разрабатываются новые нетрадиционные стилевые решения для осветительных установок, независимые от их исторического местонахождения, а в некоторых случаях испытываются новые технологические решения, например, светильники отраженного света и световой столбик в Эдинбурге.

Для современных же территорий застройки принято разрабатывать единую концепцию благоустройства вместе с освещением. В качестве интересного примера можно привести оригинальный дизайн опор утилитарного освещения в международном аэропорту в городе Миннеаполисе, штат Миннесота, США. Форма кронштейна дублирует конструктивный изгиб навесов над автобусными остановками, которые, в свою очередь похожи на форму кровли терминала. В современном же деловом центре Миннеаполиса (Downtown) установлены простые, но характерные для всего района одинаковые опоры. В Эдинбурге на территории морского порта также установлены оригинальные светильники, не имеющие аналогов в других районах города.

Праздничная иллюминация.

В Калининграде уже разрабатывается и реализуется программа праздничного оформления города. Пока она только захватила основные зоны массовых гуляний, улицы и площади центра города. Но уже в них читается попытка выделить своим стилем, придать некий образ и характер каждому направлению.

Для каждого проспекта может быть разработана своя концепция, свой образ оформления. К примеру, широкий Ленинский проспект встречает нас колоссальным фейерверком на весь фасад здания Дома Советов и эта тема оформления прослеживается вдоль всего проспекта. Оформление не центральных улиц с маловыразительной и, как правило, крупногабаритной панельной архитектурой могут отличается большими объемами и большей декоративностью. Например, в оформлении Московского проспекта может быть применена экологическая тема. Световые опоры на Эстакадном мосту могут быть оформлены гирляндами, напоминающими кусты, фасады зданий трансформироваться в ветвистое дерево, в целом создается впечатление бесконечного светящегося леса, поглощающего все пространство магистрали и украшающего скучный пейзаж. А Советский проспект можно например оформить в строгие световые решения, использовать цвета государственной символики: белый, синий, красный.

Учет архитектурно-градостроительных решений каждой трассы, улицы, площади, использование современных материалов и новейших технологий в области света, позволит вести нескончаемую игру с пространством, скрывать или наоборот подчеркивать, резко менять облик, создавая различные образы, а главное праздничное настроение и не повторяться.

Оформление развивается в пространстве города по своим законам и со своей философией праздника. Основная задача - вызывать радость и будоражить чувства. Пример - световые гирлянды на фасаде не просто создают узор. Прием умышленно «ломает» архитектуру придавая новый образ привычному объему. Другой пример - оформление фасадов зданий, электрогирлянды подчеркивающие архитектурные особенности улицы, площади и придающие им сказочный вид.

В праздничном освещении используется целый набор выразительных средств: это и яркие абстрактные световые панель-кронштейны на опорах городского освещения, крупномасштабные световые панно и перетяжки с различными праздничными сюжетами, объемно пространственные конструкции, флагштоки с подсветкой драпировок, световые гирлянды на мостах и улицах. Используется вся возможная палитра световых материалов для достижения необходимого эффекта. Это и дюралайт, клип-лайт, и прожектора, стробоскопы, светодиоды и обычные лампы. Все заложенные эффекты должны органично вписываться в единую композицию и создавать необыкновенно-иллюзорное пространство.

В Калининграде может быть внедрена технология производства светодинамических перетяжек через улицы города и крупномасштабные панно. Именно в этих изделиях дают динамику, основанную на смене цвета и изображений, включая элементы мультипликации. Ее преимущества очевидны: яркая выразительность и красочность, динамичность, легкость в монтаже и эксплуатации. Многочисленные гирлянды, панно и свет лампочек не контрастируют между собой, а создают единый ансамбль.

Постоянный поиск в средствах выражения идей привел к образованию целой серии элементов средового дизайна, используемых в оформлении города, с учетом зарубежного опыта. Это временно устанавливаемые объемно-пространственные конструкции, драпированные тканным или виниловым материалом и внешне подсвеченные прожекторами. Форма и стиль их разнообразны, в зависимости от тематики городского мероприятия или праздника. К тематическим конструкциям относятся и искусственные ели, устанавливаемые ежегодно на определенных местах. К средствам оформления традиционно относятся флагштоки, как стационарные, так и легко возводимые на период праздника. Места установки элементов оформления нами определены в концепцией регулирование цветового климата городского округа «Город Калининград» (схемы: «Схема ночного освещения», «Праздничного оформления». Альбом 2: Проектная модель цветовой среды города Калининграда).

В программу оформления города должно входить также комплексное оформление площадей и мест массовых гуляний. Сегодня идея комплексного оформления этих территорий может быть расширена, внедряя интерактивные средства оформления - мультимедийные шоу. С использованием эффектов светодинамики, проекции, лазерных и пиротехнических эффектов и светомузыкальных фонтанов. Этот прием оформления нуждается в отдельной программной разработке и творческом осмыслении для конкретного места использования.

2.3. Анализ проблемных ситуаций формирования единой светоцветовой среды Калининграда.

 

Наряду с выше изложенными достижениями в области светового облика Калиниграда, результаты выборочных обследований территорий и объектов различного назначения свидетельствуют о ряде факторов, сдерживающих создание выразительной, гармоничной, комфортной и безопасной светоцветовой среды.

1. Недостаточное выявление средствами освещения специфики исторической и современной функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации территории.

В историческом ядре города требуется развитие архитектурного и ландшафтного освещения:

- на территории туристической рекреационной зон (определенных Генеральным планом города Калининграда);

- вдоль основных улиц, на площадях в пределах второго крепостного вала;

Значительное количество объектов, нуждающихся в архитектурном и ландшафтном освещении, расположено в функционально нагруженных и композиционно значимых элементах общественных пространств, прибрежных территорий, автомагистралей общегородского значения, но не участвует в формировании их светоцветовой среды.

2. Архитектурное освещение коснулось далеко не всех объектов особой исторической, архитектурной, общественной и композиционной значимости.

Многие существующие высотные здания за исключением центральной части города, не имеют архитектурного освещения и, следовательно, не участвуют в формировании светоцветовой среды города.

Значимые объекты вдоль радиальных (вылетных) и кольцевых автомагистралей и у въездов в город так же не участвуют в светоцветовых композициях.

Объекты расположенных на набережных реки Преголи (вне центра) не имеет архитектурного освещения.

3. Наблюдаются недостатки в применении средств и приемов освещения.

Проведенные специалистами натурные исследования утилитарного, архитектурного освещения и рекламы с целью оценки их существующего состояния и выявления типовых ошибок, позволяют сделать следующие выводы.

Утилитарное освещение.

В утилитарном наружном освещении отмечены следующие недостатки:

1.) Неравномерность распределения яркости дорожного покрытия по сравнению с нормируемой, регламентируемой МГСН 2.06-99.

3) Светильники утилитарного освещения, некорректно выбранные или неправильно установленные, слепят водителей и пешеходов.

4) В ряде случаев обилие желтого света от светильников наружного освещения с натриевыми лампами НЛВД мешает архитектурно-художественному оформлению зданий и сооружений. В частности, для усиления художественного впечатления может потребоваться переход утилитарных осветительных установок на источники белого цвета (МГЛ, светодиоды).

5) Неудовлетворительны с точки зрения развития архитектурно-художественного освещения номенклатура и дизайн светильников утилитарного освещения.

Архитектурное освещение.

Типовые ошибки в архитектурном освещении можно условно разделить на концептуальные, проектные, эксплуатационные.

К концептуальным ошибкам относятся:

1) Отсутствие концептуальной градостроительной проработки.

2) Необоснованное «выхватывание» из городской среды отдельных объектов освещения, приводящее к искажению всей световой среды.

3) Превышение яркости освещенных фасадов зданий, не имеющих исторической или художественной ценности, по сравнению с яркостью фасадов культовых зданий.

4) Использование стереотипного освещения: способы и средства освещения не менялись в течение последних 5 лет.

5) Недостаточен ассортимент декоративных опор и венчающих светильников.

6) Недостаточно учитывается тот факт, что утилитарное освещение является приоритетным, первоосновой всех других видов освещения и от его сочетания с другими видами зависит общее состояние световой среды города.

7) Во многих случаях неправильно определено взаимное соотношение светотехнических параметров архитектурного и утилитарного освещения, из-за чего нарушается сама идея архитектурного освещения.

8) Недостаточно применение в архитектурном освещении такого перспективного источника как светодиоды.

9) Недостаточно применение динамичного освещения и установок с использованием лазерной техники.

К проектным ошибкам относятся:

10) Излишняя яркость зданий или их фрагментов;

11) Ослепленность и дискомфорт наблюдателей вследствие неправильной ориентации выходных отверстий прожекторов;

12) Образование нежелательных теней и «кусочного» освещения зданий;

13) Значительное количество установок с лампами НЛВД в прогулочных зонах искажает цветопередачу лиц пешеходов.

К эксплуатационным ошибкам относятся:

15) Неудовлетворительная эксплуатация установок разных видов наружного освещения, что приводит к резкому изменению вечернего облика города.

16) Изменение цветности ламп (красно-сине-зеленое) в процессе эксплуатации.

17) При отсутствии контроля за работающими установками в результате перегорания ламп теряются целые фрагменты объекта.

Реклама и восприятие городской среды в части рекламного, витринного и архитектурного освещения.

Реклама помимо своего прямого назначения призвана участвовать в формировании светоцветовой среды города. В настоящее время эта задача выполняется недостаточно.

1) Рекламные установки, в особенности, имеющие большие размеры, завышенные яркости и установленные вблизи проезжей части или непосредственно на архитектурно освещенных объектах, зачастую затрудняют восприятие композиции застройки, архитектурного облика зданий и дорожной обстановки.

2) Наибольший эстетический ущерб светоцветовой среде вечерне-ночного города наносит крупноразмерная световая информация, размещаемая на крышах зданий, которые по своей архитектуре и градостроительным соображениям не могут быть включены в светопанорамы и должны оставаться в тени.

3) Существует проблема с формированием световых ансамблей: применяемое рекламное, витринное и архитектурное освещение не должно разбивать объект на несколько составляющих. Оно должно формировать из одного здания или ансамбля зданий единое целое пропорциональное и гармоничное. Объект не должен распадаться на разрозненные фрагменты, все части должны выглядеть расположенными соразмерно, иначе говоря, должна быть соблюдена архитектоника здания.

4) Имеются случаи, когда здания освещались объект за объектом, без единого концептуального решения, поэтому световой ансамбль сложился стихийно и не обладает необходимой целостностью: масса штучно освещенных объектов не превращается в единое, гармонично пропорционированное (в световых величинах) целое, а остается суммой разрозненных светоформ.

5) Не обеспечивается гармоничность приемов архитектурного освещения и световой рекламы. Последняя не используется для развития силуэтных образов зданий и сооружений. В настоящее время крышная и фасадная световая реклама занимает здания и сооружения, которые лучше всего видны с магистралей, набережных, площадей, других общественных территорий. При этом почти повсеместно наблюдается дисгармония дизайна рекламы с архитектурой зданий и сооружений - несоблюдение масштабности и пропорциональности, яркое экранирование глухих торцов зданий, исключающее собственно здания из зрительного восприятия архитектурно-пространственных композиций, подавление своим светом, цветом и рисунком архитектурных особенностей объектов.

6) Отмечены резкие колебания освещенности и яркости, источниками которых являются светодиодные экраны в моменты демонстрации видеороликов со значительным содержанием ярко белого фона. Возможны помехи для участников дорожного движения и излишней засветки исторических фасадов зданий.

7) Затрудняет визуальное восприятие монотонное заливающее витринное освещение. Информационные носители были бы более выразительны при комбинированном (заливающем и локальном) освещении с использованием разнояркого и разноспектрального света на витринах и вывесках разных фасадов и их деталях.

8) При проектировании витринного и рекламного освещения не всегда учитывается, какого рода здание освещается - жилое или общественное.

Поэтому при освещении жилых домов, выходящих на центральные улицы и магистрали или в спальных районах с типовой безликой застройкой, акцент желательно делать на подсветке торговых комплексов, ресторанов, магазинов.

9) Будучи мощным выразительным средством рекламы и светового дизайна, наружное освещение развлекательных заведений или торговых центров имеет очевидную коммерческую направленность. В такой ситуации важно соблюсти разумную достаточность и подходить к оценке возможностей декоративного света с позиции эстетически оправданной функции. Это особенно актуально там, где доминирует историческая застройка. Пример, безвкусного оформления здания является развлекательный комплекс «Планета».

10) В жилой среде наиболее перспективными являются системы освещения, встроенного в малые формы. Более того, вся «городская мебель» должна решаться со встроенным освещением, равно как и нижние этажи жилых и общественных зданий - это рационально и эффективно во всех отношениях.

11) Функционально-световая информация для пешеходов и водителей явно недостаточна и неупорядочена на всем протяжении транспортных магистралей, а также в туристско-рекреационных зонах.

12) Как правило, установки архитектурного освещения работают во временных интервалах. Обычно разграничивают праздничное и будничное освещение. Ночной режим также может состоять из нескольких фаз. Например, в час ночи основной массив световых приборов может гаснуть, оставляя включенными только отдельные элементы.

13) Отсутствует светокомпозиционная система распределения света, доминирует периферийное утилитарное наружное освещение с однообразно желтой, некачественной цветностью освещения, определяющей условия цветовой адаптации глаз пешеходов, водителей и пассажиров автотранспорта. Световые ансамблевые решения неразвиты.

 

4. Стихийное образование светоцветовых панорам.

1) Некоторые светоцветовые панорамы, сложившиеся без проектной проработки нуждаются в совершенствовании. При этом ранее примененные технические и дизайнерские решения архитектурного освещения устарели и не обеспечивают должного зрительского эффекта.

2) Не все особо ценные калининградские виды и панорамы, которые архитектурная общественность города предлагает взять под защиту, получили должную проектную проработку.

 

5. Стилевые и технические недостатки осветительных установок.

1) Стиль и дизайн элементов осветительных установок не всегда учитывают характер архитектурно-пространственной организации зон города. Возможен вариант: стиль «ретро» - в исторических частях города; «арт-дизайн»-советской застройке и «хайтек» - в современной застройке; материал для изготовления современных осветительных установок - литой чугун.

2) Применение современных энергосберегающих технологий светотехнического оборудования, систем управления и электропитания установок наружного освещения отстает от зарубежного уровня.

3) На территориях зоны многофункционального и специализированного использования (общественно-деловые, культурно-информационные, торговые, гостиничные, научно-технические, учебные, лечебно-оздоровительные, спортивно-рекреационные и природно-рекреационные, жилые) затраты на потребляемую электроэнергию для их освещения оказываются весьма высокими. Это в значительной мере объясняется наличием устаревших осветительных установок, которые работают в течение 20, 25 или 30 лет. Выходом в данной ситуации является модернизация освещения путем частичного или полного обновления используемого оборудования.

6. Вопросы развития светового праздничного оформления.

1) Отсутствует общий регламент работы осветительного оборудования в целом по городу, который бы регулировал режим их работы по рабочим, выходным и праздничным дням и переключение в зависимости от дня и времени суток, временные интервалы для динамических и других специальных эффектов.

2) Развитие и регулирование праздничного оформления Калининграда особенно в части праздничной иллюминации тормозится:

- отсутствием современного зонирования территорий города по условиям совершенствования и развития праздничного оформления;

- отсутствием индивидуальных проработок каждой зоны с точки зрения возрождения исторических образов;

- отсутствием проработок специального оформления памятных мест и объектов туристической индустрии, рекреационных зон отдыха;

- недостаточное использование интерактивных средств оформления мест массовых гуляний, высокотехнологичных приемов оформления и мультимедийных и водных шоу программ при проведении общегородских мероприятий.

 

Выводы по разделу 2

1) Включить в проект концепции регулирования цветового климата городского округа «Город Калининград», раздел: «Концепция единой светоцветовой среды города Калининграда. Концепция светоцветовой праздничной среды города Калининграда». В разделе: «Концепция единой светоцветовой среды города Калининграда. Концепция светоцветовой праздничной среды города Калининграда» разработать положения, определяющие статус формирования единой светоцветовой среды, как одной из составляющих художественного оформления города Калининграда, вопросы регулирования взаимоувязанного применения всех средств освещения, включая рекламу, в целях обеспечения эстетичной, комфортной и безопасной городской среды в вечерне-ночное время.

2) Разработать требования, регламентирующие взаимоувязанное применение утилитарного, архитектурного и ландшафтного освещения, световых и освещаемых рекламных конструкций, витринного освещения, между собой, с архитектурой зданий, окружающими и близлежащими объектами.

3) Осуществить переход от раздельного проектирования средств освещения к взаимоувязанному проектированию светоцветовых пространств путем гармоничного применения средств и приемов освещения на конкретных территориях и объектах с учетом состояния и проектирования их застройки, ландшафта и комплексного благоустройства.

4) Шире применять в практике совершенствования и развития единой световой среды Калининграда традиционные и новаторские подходы к созданию выразительного светоцветового облика города, его территорий и объектов различного назначения и значимости.

5) Использовать методы мониторинга, оценки степени светового загрязнения, и определения его максимально допустимых уровней.

6) Усовершенствовать методическую базу комплексного праздничного оформления и иллюминации с учетом условий их развития в городе.

7) Разработать регламент работы и переключения осветительного оборудования по будням, выходным и праздничным дням в зависимости от времени суток, использования динамических и других специальных эффектов.

Раздел 3. Концептуальные положения по оформлению единой светоцветовой среды города

Настоящая Концепция является общей для утилитарного наружного, архитектурного (наружного и внутреннего) и художественно-декоративного ландшафтного освещения, световой и освещаемой рекламы и информации (вывески, витрины - витражи), коммуникационные указатели, дорожные знаки, светофоры), светового праздничного оформления (далее - средства освещения).

Концепция предусматривает переход от обособленного проектирования средств освещения, не позволяющего достичь в целом нужного качества среды, к взаимоувязанному их проектированию, направленному на улучшение архитектурно-художественного облика вечернего города, обеспечение комфорта и безопасности его среды.

Облик вечернего города, воспринимается человеком как отдельные виды и панорамы освещенных улиц, площадей, объектов жилой, иной застройки и природного комплекса, или как их сочетания или череда. Исключение составляют виды с «птичьего полета», когда восприятие города сводится лишь к его светопланировочной структуре.

Основное внимание уделяется организации отдельных светоцветовых видов, панорам - пространств, воспринимаемых человеком с земли, а также с городских смотровых площадок (возвышенных точек рельефа, зданий, сооружений), поскольку именно такой уровень обзора наиболее позволяет оценить эстетические, функциональные и комфортные качества световой среды.

Общая идея Концепции заключается в создании в городе множества светоцветовых пространств, каждое из которых организуется по своему архитектурно-художественному замыслу гармоничным применением средств и приемов освещения.

Единство светоцветовой среды достигается формированием системы светоцветовых пространств в структуре города.

Создание выразительных светоцветовых образов будничного и праздничного города, формирование в нем безопасной и комфортной световой среды неразрывно связывается с применением новейших, эффективных и экономичных приемов светоцветового дизайна и светотехники.

3.1. Принципы, требования и проектирование единой светоцветовой среды города


Как уже отмечалось, раздельное проектирование средств освещения затрудняет, а в ряде случаев исключает, возможность создания в городе гармоничной светоцветовой среды.

Нужен иной подход, который бы позволил гармонично увязывать средства и приемы освещения между собой, с застройкой и ландшафтом, благоустройством территории и, соблюдая эти условия, формировать безопасную, комфортную эстетичную светоцветовую среду, создавать художественно выразительные светоцветовые пространства - виды и панорамы, запоминающиеся горожанами и туристами.

В качестве общего принципа формирования единой светоцветовой среды Калининграда определяется взаимоувязанное применение средств и приемов освещения при организации того или иного светового пространства (панорам, видов).

Для реализации этого принципа вводятся следующие правила:

Система световых пространств формируется в исторической и современной функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуре города с учетом назначения и значимости ее элементов, а также условий обзора видов и панорам.

Выбор средств и приемов освещения при формировании единой светоцветовой среды регламентируется определенными требованиями к взаимоувязанному их применению в зависимости от градостроительной ситуации.

Проектирование средств освещения увязывается с состоянием и проектированием территории или объекта в целом, его благоустройства в частности, и осуществляется в соответствии с концепцией организации светоцветового пространства.

Формирование системы световых пространств в структуре города.

Системоформирующей основой световых пространств служит историческая и современная функционально-планировочная и архитектурно-пространственная структура города, определенная Генеральным планом города Калинграда. Архитектурное и ландшафтное освещение, световая реклама и информация, их колористика и дизайн являются одними из средств комплексного благоустройства вечернего города.

При проектировании единой световой среды должны учитываться назначение и значимость элементов структуры города, в которых организуются светоцветовые пространства, а также условия их обзора.

Принимая во внимание объективный характер концентрации средств освещения и зрительских наблюдений в зависимости от функциональной нагрузки и общественной значимости территорий, в структуре города формируется следующая система световых пространств:

Световой каркас, образуемый светоцветовыми пространствами:

  • центральное ядро города;

  • историческая застройка;

  • пристани, мосты;

  • площади и ансамбли;

  • районные центры, центры активности;

  • высотные задания ( здания с неизменяемой отделкой);

  • исторические памятники;

  • магистралей радиальных и кольцевых общегородского и районного значения;

  • транспортные развязки;

  • территорий концентрации современных высотных зданий;

  • территорий набережной реки Преголя; Световая ткань, образуемая светоцветовыми пространствами:

- опорная застройка. Территорий жилого назначения;

-промышленная застройка. Морской, Торговый, Речной порт, территорий производственного и коммунального назначения;

- природных территорий рекреационного назначения;

- особо охраняемых природных территорий.

В световом каркасе города выделяются зоны исторического наследия и зоны особого городского значения, а в световой ткани - зоны общего городского значения, указанные в Генеральном плане города Калининграда. Такие зоны имеются в историческом центре - в границах второго оборонительного кольца. На этой территории выделяются важные точки обзора панорам, различного значения.

В число ценных панорамам, наблюдаемых в секторах обзора с городских смотровых площадок включены: обширная панорамы площади Победы, площади Центральной, площади Василевского, площади Калинина, спортивный комплекс «Юность», Остров, Рыбная деревня, исторических зданий, ворот, церквей, высотных зданий, панорамы исторического прибрежного ландшафта реки Преголя с исторической и современной застройкой со световыми доминантами и акцентами.

Кроме того, к числу ценных панорам и видов относятся световые пространства, обозреваемые с точек, расположенных в зонах исторического наследия.

Таким образом, в структуре города согласно архитектурно-художественным замыслам должны совершенствоваться и вновь создаваться большее число световых панорам важных для восприятия вечернего облика.

Регламентация взаимоувязанного применения средств и приемов освещения при формировании единой светоцветовой среды.

Проектирование светоцветовой среды, контроль за ее состоянием должны осуществляться в соответствии с определенными требованиями, регламентирующими взаимоувязанное применение средств и приемов освещения в зависимости от градостроительной ситуации.

Предлагаемые Концепцией требования определены в результате обобщения рекомендаций и исследований отечественных и зарубежных специалистов по вопросам избирательного применения средств освещения, их приемов и светотехнических характеристик, стилевых и технических решений осветительных установок, световой и освещаемой рекламы и информации, праздничного оформления.

В качестве общих обязательных требований к взаимоувязанному применению средств и приемов освещения выделяются:

- избирательное применение средств и приемов освещения в конкретной исторической или современной градостроительной ситуации, обеспечивающее формирование эстетичной, комфортной и безопасной светоцветовой среды с соблюдением соответствующих норм проектирования каждого средства освещения;

- выбор типов, размеров и мест размещения световых рекламных и информационных конструкций, обеспечивающих их гармоничное сочетание с архитектурой зданий, другими средствами освещения, и не препятствующих зрительному восприятию достопримечательных видов и панорам;

- выделение в световой среде архитектурным освещением и избирательным применением световой информации и рекламы в качестве акцентов или доминант объектов особой исторической, архитектурной, общественной и композиционной значимости (см. примечание);

- использование стилей осветительных установок утилитарного, архитектурного и ландшафтного освещения, световых рекламных и информационных конструкций не диссонирующих с застройкой, архитектурой зданий и между собой;

- энергетическое регулирование использования всех средств освещения на конкретной территории для обеспечения необходимого уровня комфорта и художественной выразительности среды, применение в утилитарном, архитектурном, ландшафтном и праздничном освещении, световой рекламе и информации новейших светотехнических технологий, источников света и световых приборов, повышающих качество освещения, увеличивающих срок их эксплуатации и интервалы технического обслуживания.

Примечание: архитектурному освещению с избирательным применением световой рекламы и информации подлежат:

- объекты особой исторической значимости: памятники истории, архитектуры и садово-паркового искусства, включая воссозданные, с учетом режимов охранных зон;

- объекты особой общественной значимости: здания, предназначенные для осуществления административных и общественных функций, современные культовые объекты, культурные центры, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи и выставочные центры, вокзалы, аэропорты, спортивные и гостиничные комплексы;

- объекты особой архитектурной значимости: высотные здания, телевизионные и радио башни, пешеходные и автомобильные мосты, памятники и монументы, фонтаны;

- другие объекты особой композиционной значимости:

- общественные и жилые здания, расположенные на планировочных осях площадей, осях и изгибах радиальных и кольцевых магистралей и набережных, на возвышенном рельефе площадей, магистралей, набережных, на их пересечениях;

- производственные здания, портовые здания, инженерные сооружения (градирни, трубы, портовые и другие краны, высокомачтовые осветительные установки), занимающие доминантное положение, сооружения входов в городские парки и лесопарки, а также сооружения «воздушных» аттракционов.

Предложенные Концепцией требования к взаимоувязанному применению средств освещения после их согласования целесообразно включить в «Генеральный план города Калининграда» как раздел «Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Калининграда» и «Естественное, искусственное и совмещенное освещение».

Проектирование единой светоцветовой среды.

В целях гармоничной увязки средств и приемов освещения между собой, с сохраняемой или изменяемой застройкой и ландшафтом, их благоустройством на конкретной территории, создания художественно выразительных светоцветовых видов и панорам, обозреваемых с важных точек города, требуется соответствующий порядок проектирования световой среды.

В настоящее время ни в Российской Федерации, ни в городе Калининграде - субъекте Российской Федерации нет документа, определяющего общий для всех средств освещения порядок проектирования единой светоцветовой среды.

В данной ситуации предлагается следующий порядок проектирования единой светоцветовой среды города.



В качестве основы взаимоувязанной разработки проектной документации средств освещения в зонах светового каркаса города ( схема ночного освещения города, альбом 2: Проектная модель цветовой срады города Калининграда) включая зоны исторического наследия и зоны особого городского значения, должны разрабатываться концепции организации светоцветовых пространств конкретных территорий.

Вид градостроительной или проектной документации, наиболее подходящей для разработки Концепции световой среды города Калининграда, с учетом конкретной ситуации (проект планировки, схема комплексного благоустройства, проект комплексного благоустройства, проект застройки, проект строительства (реконструкции, капитального ремонта) определяется комитетом архитектуры и строительства администрации городского округа» Город Калининград». В случае наличия такой документации концепция разрабатывается дополнительно к ней (как составная часть), согласовывается и утверждается в установленном порядке.

В организации светоцветового пространства намечается общий архитектурно-художественный замысел его формирования с учетом сохранения и (или) изменения застройки, ландшафта и благоустройства, отношения территории к особо ценным, ценным или важным городским видам и панорамам, состояния средств освещения. В соответствии с архитектурно-художественным замыслом, требованиями к взаимоувязанному применению средств освещения, нормами их проектирования определяются:

- главные точки обзора видов и панорам;

- транспортные и пешеходные зоны и площадки нового и подлежащего модернизации утилитарного наружного освещения, цвета его света;

- доминантные и акцентные объекты нового и подлежащего корректировке архитектурного освещения, включая искусственные набережные, памятники и монументы, акцентные элементы декоративного освещения - фонтаны, малые архитектурные формы, цветники, кустарники, другие элементы благоустройства;

- основные цвета света и приемы архитектурного освещения, выбранных объектов;

- места размещения, допустимые типы и размеры новой и подлежащей корректировке световой рекламы и информационно-коммуникационных указателей;

- допустимые места, ориентация и размеры светящихся и подсвечиваемых вывесок, располагаемых на фасадах зданий, а также панно - перетяжек;

- допустимые уровни освещенности и яркости утилитарного, архитектурного, рекламного и праздничного освещения;

- зоны и объекты, на которые не допускается воздействие динамических приемов освещения;

- места и объекты размещения праздничной иллюминации и другого праздничного светоцветового оформления;

- места размещения совмещенных со световой рекламой и информацией некапитальных стационарных сооружений (остановочные павильоны, киоски, туалетные и таксофонные кабины).

Концепция организации светоцветового пространства должна включать: пояснительную записку, содержащую анализ существующего положения и обоснование намечаемых решений, схему размещения объектов и средств освещения, эскизные решения светоцветовых видов и панорам.

На основе концепции должна разрабатываться, согласовываться и утверждаться в установленном порядке проектная документация, необходимая для средств освещения.

Разработка проектной документации.

Разработчик  концепции: ГРАД СО

Руководитель группы: Зубарева Юлия

Фото ночного города  с сайта http://www.liveinternet.ru/users/4491685/post206551261/

Картина дня

наверх