На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ГРАД СО

33 подписчика

Небоскребы престижа

 

Архитектура должна быть не только эмоциональной, современной, но и адресной, отвечающей содержанию бизнеса Заказчика - считают директор архитектурной мастерской "ГРАД-СО" Александр Зубарев и главный архитектор мастерской, заместитель директора Христофор Мукольянц.

 

- Александр Константинович, какие цели вы ставили перед собой, создавая архитектурную мастерскую?

 

А. Зубарев. «ГРАД-СО» проектная мастерская создавалась, чтобы участвовать в разработке и планировании городских территорий, предназначенных для развития, создания неординарных архитектурных решений общественно-административных, жилых зданий. А так как дизайн все это завершает, - мы включили в структуру мастерской еще и дизайнерское направление. Основными объектами, которыми сегодня занимается мастерская - это проекты планировки в Янтарном и Зеленоградске, а также точечные объекты в Калининграде, Зеленоградске, Янтарном, Нестерове, Гусеве. Как правило, это - небольшие территории в пределах от 2 до 10 га. Проект планировки, в нашем понимании, решает вопросы функционального обеспечения основных процессов, «задающих жизнь» территории, «замыкают» проект планировки варианты архитектурного облика объектов. Основными нашими заказчиками являются компании, плотное сотрудничество идет с акционерным обществом торговый дом "Семья", Балтийской металлургической компанией(БМК), но особый разряд заказчиков – это физические лица. Отмечу, что архитектурная мастерская образовалась в 2005 году, и сегодня в ней трудится 15 специалистов. Примерно 60 процентов всех заказов – это индивидуальные проекты для компаний (административные и торговые комплексы), половина заказов от физических лиц – это жилищное строительство небольших особняков. Есть и типовая работа.

 

- То есть небольшая по штату мастерская способна оказать заметное влияние на перспективы развития крупного бизнеса.

 

А. Зубарев. В сущности, для специалистов нашего профиля нет принципиальной разницы каков объем заказа. Ну, например, создание проекта жилого дома или же современного высокотехнологичного предприятия - равнозначны. Знание рынка, понимание экономической ситуации и тесное взаимодействие архитектурной мастерской с Заказчиком, может сыграть неоценимую роль, и сэкономить заказчику многие миллионы рублей. В этом, если так можно выразиться, заключается философия "Град СО". А когда-то в 2005, начинали с ноля, но и тогда уже задумывались о таких высоких материях, как философия творческого процесса. Нужно было заявить о себе, и период этот был не очень простым. Одними из первых заказов были проекты планировок на территориях в 1,25 и 1,8 га. Выполнялись также дизайн-проекты для небольшой промышленной группы, ну, а дальше, потихоньку пришли и новые заказы. По ходу уточнялось и свое понимание потребностей заказчика. Более того, понимание его задач стало нормой в работе, а сам заказчик стал своего рода еще одним творческим партнером. Иными словами, для "ГРАД-СО" решение задачи заказчика первично, и это налагает своего рода обязательства, которые в итоге всегда дают максимальный результат. В этом, если хотите, идеология мастерской.

 

Х. Мукольянц: Заказчик со своими мыслями и идеями ставит задачу перед мастерской, а мы, исходя из вышеперечисленного, определяем направление объемно-пространственного и планировочно-технологического решения вопросов проектно-строительного комплекса будущего ансамбля.

 

- У вас есть свой стиль?

 

Х. Мукольянц: Уважающая себя мастерская как правило работает в стиле, который определяется местом, временем, окружающей средой и желанием заказчика. Эти факторы и определяют концептуальное и архитектурное направления проектирования объекта. Мастерская «ГРАД-СО» старается придерживаться этого принципа. Один из великих зодчих сказал: «Покажите мне объект, и я скажу, чем мотивировал автор выбор архитектурного решения этого сооружения». Зачастую, рассматривая то или иное здание, бывает непросто понять идею его создания.

 

- Христофор Артемович, что сегодня в Калининграде построено красиво, грамотно в архитектурном плане?

 

Х. Мукольянц: Вопрос сложный.

 

- К примеру, Рыбная Деревня.

 

Х. Мукольянц: Если подходить с позиции направленности объекта в целом, его некой театрализованности, то можно сказать, что он сделан, в общем-то, в духе аттракционов, некоего спектакля. В принципе, - формопластика ансамбля соответствует духу застройки прежней «деревни».

 

- Выдающийся английский архитектор господин Норманн Фостер*, являющийся автором многих проектов в России сегодня, в том числе, например, Москва-Сити, говорил, что современная архитектура должна противостоять архитектуре прошлого.

 

Х. Мукольянц. Это мнение я не разделяю. Мне ближе позиция другого известного архитектора Ф.Л. Райта**, который считал, что в архитектуре как и в природе все должно быть соразмерно тому пространству, в котором мы обитаем. Современные архитектурные ансамбли не должны игнорировать природное окружение территории застройки, и тактично соседствовать с архитектурными произведениями прошлого. Думаю этим стоит руководствоваться. Тем более, история бывшего Кенигсберга… Город имел своё архитектурное лицо, которое создавали архитекторы- профессионалы. Оно, несмотря на то, что центр города был разрушен в годы Второй мировой войны и в послевоенное время это уничтожение продолжилось, все же сохранилось, существует и с ним надо считаться. Совсем другой вопрос, если на застраиваемой территории нет исторических корней, участок свободный от старой застройки и ландшафтного «обременения». В этом случае можно проектировать исходя из своих профессиональных взглядов, возможностей, убеждений.

 

- Может ли в Калининграде появиться свой архитектурный стиль, отличный от того, что делают сегодня, скажем, в Москве, Санкт-Петербурге, Вильнюсе и Варшаве?

 

Х. Мукольянц. Наверное, вряд ли. Дело в том, что архитектура – это «производство» коллективное, реализующая разного рода возможности… технологические, технические, экономические. Мировой прогресс, в том числе и в области строительных технологий, материалов диктует осознание и новых творческих возможностей сегодняшнего дня. Архитектура в России сегодня становится важным элементом престижа бизнеса. Она во все времена отражала экономические возможности своего времени. Кстати, на Западе – престиж фирмы при возведении офисов компаний уже давно стал нормой. Например, небоскребы Манхеттена в Нью-Йорке. Это своего рода реклама. Любой крупный концерн строил небоскреб, подчеркивающий его производственную мощь и финансовую силу. Так что престиж стал важной составляющей в развитии архитектуры промышленно-развитых стран: минимум классических украшений, максимум демонстрации собственных возможностей. Сегодня Нью-Йорк невозможно представить без небоскребов. Китай сейчас строит самый высокий в мире небоскреб, который продемонстрировал бы миру силу бурно развивающейся китайской экономики. В «ГРАД-СО» убеждены, что и в Калининграде должны все более активно внедряться подобные принципы, и элемент престижа в архитектуре должен занять важное место в общей концепции строительства. Причем, и городские власти должны способствовать этой тенденции. Ведь, в сущности, что сегодня из себя представляет центр города? Это средоточие торговых центров разных классов: «Калининград-Плаза», «Маяк», «Европа», «Европа-центр». «Кловер-хауз», «Калининградский пассаж», «Мега-центр», «Акрополь», «Бомба». Планируется, что на месте сегодняшнего Северного вокзала появятся дополнительные торговые площади. Центр города перегружен, каждый день здесь - огромные автомобильные пробки. Вы помните прошлые новогодние праздники – транспортный коллапс. С точки зрения комфорта, в городе неуютно, потому что все далеко, а доехать до нужного места, ввиду длинных пробок, сложно, утомительно даже на самой удобной машине. К сожалению, создавая торговые центры, не позаботились о транспортной составляющей. Сегодня для того, чтобы разгрузить центр, нужны огромные средства, нужно строить новые эстакады, дороги, мосты, пешеходные зоны. Нужны колоссальные вливания, а не только ограды вдоль дорог и светофоры каждые сто метров, которые, кстати, только усложнили движение транспорта, а удобства пешеходам не добавили. Большие торговые центры самого разного класса, даже класса «А», должны «уходить» из центральной части Калининграда, имеется ввиду кольцо внутри городских ворот, они должны появляться там, где располагаются спальные районы, где живут люди. Это увеличит уровень комфортности, потому что человеку не нужно будет каждый день ехать куда-то за покупками, теряя драгоценное время в автомобильных пробках. Все будет рядом с домом: весь сервис . По этому принципу развивались и развиваются сейчас все американские города, правда, сейчас они столкнулись с другой проблемой: деловая и покупательская активность из центра многих городов переехала на периферию, туда, где появились крупные супермаркеты, и исторический центр утратил свой динамизм. Наверное, это хорошо для туристов. Другого пути пока никто не придумал. Калининграду уже сегодня нужно думать и о перспективе строительства еще одной скоростной эстакады, которая бы «закольцевала» существующие радиальные магистрали, а также автомобильных развязок на этой дороге для того, чтобы реально дать возможность транспорту не заезжая в центр, следовать из одного конца города в другой.

А.Зубарев Вопрос спорный. Может лучше сохранить в Центре деловую активность, усилить рекреационно-развлекательную составляющую, а торговлю, особенно продовольствием приблизить к спальным районам? Если умрет Центр – начнет умирать город.

 

- Разговор о перспективах развития Калининграда может быть бесконечно долгим. Это всегда всем интересно, и, как ни странно, вот такие небольшие архитектурные мастерские как «ГРАД-СО» могут оказать большое влияние на эти перспективы.

 

А. Зубарев. Это же можно сказать о любом бизнесе, заинтересованном в собственном развитии. Примерно, 70 процентов выполняемых заказов, если взять их общее количество в структуре «ГРАД-СО», приходится на общественно-административные здания. 30 процентов – это индивидуальное жилищное строительство.

 

- Чем интересно дизайнерское направление, существующее при вашей архитектурной мастерской?

 

А. Зубарев. У нас есть хороший опыт на связке архитектура – дизайн. Мастерская занималась дизайном интерьеров офисов Балтийской металлургической компании (БМК): подбором стиля с учетом бренда компании, авторским сопровождением. Дело в том, что в дизайне общественных зданий есть несколько положений, которые влияют на творческий процесс: функция объекта в структуре бизнеса Заказчика (функциональность), экономическая составляющая (дизайнер оптимизирует своим проектом соотношение «цена – качество»), эргономика. В работе над проектом жилого дома основа это – взгляды и интересы заказчика, а итог обеспечивается профессионализмом дизайнера. «ГРАД-СО» занималось проектированием гостевого дома в Пионерске. Желанием заказчика было – создание гостевого дома в классическом русском стиле. Опыта такого проектирования в Калининграде мало. Сотрудники мастерской «ГРАД-СО» ездили в Санкт-Петербург для того, чтобы изучить этот стиль, так же как когда-то архитекторы из Санкт-Петербурга ездили в Италию, чтобы изучить барокко и рококо. И в этом смысле, любое дизайнерское решение всегда носит индивидуальный характер, имеет элемент эксклюзивности.

 

Какие задачи вы ставите перед собой?

 

А. Зубарев. Вообще, уникальность архитектуры и дизайна так же важна, как и типовые решения, исходя из опыта, любое успешное предприятие, ставит перед собой стратегические цели и задачи. Вот и «ГРАД-СО» стремится к созданию многофункциональной профессиональной команды, которая будет авторитетной как в Калининградской области, так и в соседних Литве и Польше. Главными принципами деятельности нашей команды были и остаются: профессионализм, порядочность, ответственность, нацеленность на развитие, при этом в мастерской убеждены, что успех любого проекта зависит от тесного взаимодействия с Заказчиком.

 

* Норманн Фостер (р. 1935), английский архитектор, один из лидеров стиля хай-тек. Среди многочисленных построек Фостера наиболее значительны – лондонский Фред Олсен-центр (1967), где впервые было масштабно применено столь модное впоследствие зеркальное остекление. Многофункциональный, насквозь просматриваемый и тесно связанный с природным окружением Сейнсбери-центр в Норвиче (1977), Рено-центр близ Суиндона (1983), – с экспрессивным, «барочным» контрастом опорных колонн и подвешенных на них модулях перекрытия, – небоскреб Шанхайского банка в Гонконге (1981–1986), в процессе сооружения которого поэтапно перестраивалось уже существующее здание, функционально реструктурированное с применением китайских традиций «фэнь-шуй»; центральным помещением банка стал 12-этажный атриум, дополнительно освещаемый с помощью солнечного рефлектора. В 1991–1992 по проекту Фостера было возведено высочайшее здание в Европе, 300-метровый центральный офисный комплекс «Коммерцбанка» во Франкфурте – «зеленая башня», взятая в футляр многоярусных зимних садов.

**Франк Ллойд Райт (1867-1959). американский архитектор, основоположник т.н. «органичной архитектуры». В своих постройках стремился к созданию гармоничных элементов архитектурной композиции, использованию традиционных для места строительства материалов и, самое главное, к достижению связи между зданием и окружающей средой. Райт занимался в основном проектированием жилых домов. К числу наиболее известных построек Райта относится здание Музея Соломона Р.Гуггенхейма в Нью-Йорке. Проекты музея появились в 1943, но строительство началось лишь в конце 1950-х. Здание представляет собой спиральный пандус с расширяющимися кверху витками, охватывающий перекрытый прозрачным куполом световой дворик. Архитектурный объем синагоги Бет-Шалом близ Филадельфии (1954) образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник – очертание звезды Давида. Греческая православная церковь Благовещения близ Милуоки (1956) представляет собой чашеобразный зал на тонких высоких опорах. Легкие и изящные здания общественного центра графства Марин в Сан-Рафаэле (1957–1959) раскинулись на трех холмах участка в 121 га 

Дмитрий Юров.

 

Картина дня

наверх