На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ГРАД СО

33 подписчика

Колористика города Калининграда. Цветовая культура общества.

Цветовая культура общества. На фоне стабильности природно-климатического и исторического факторов, социально-культурные факторы постоянно претерпевают изменения. Воздействие различных по своей изменяемости факторов сказывается на динамике колористики.

Памятники искусства.

Произведения искусства пруссов в натуре не сохранились и дошли до наших дней в виде археологических находок бытовых и декоративно-прикладных изделий.

Пришедший на смену пруссам этнос был представителем христианской культуры. Произведения искусства средневекового периода концентрировались в церквях и замках феодов. Накопившиеся там за века картины, скульптура из камня и дерева, витражи, кованные изделия, резная мебель и церковная утварь сохранялись до конца 1945 года. После окончания войны они были утеряны или рассеяны по коллекциям по всему миру.

В эпоху Реформации становление светской жизни общества потребовала новую форму культуры с атрибутами роскоши и оформлением пышных приёмов. Архитектура зданий была сдержанна, но в создании интерьеров использовалась живопись, витражи и скульптурная лепка. Герцог Альбрехт пригласил ко двору ювелиров для создания атрибутов власти, парадной посуды и художественно-прикладных изделий. Все они хранились в музеях Королевского замка и также были утеряны или рассеяны по коллекциям.

Во времена барокко придворная культура, формировавшая духовный мир города, сменилась бюргерской культурой. Произведения искусства проникают в быт и городскую жизнь. Построенные в 1590-х годах амбары из фахверковых конструкций на Ластадие (не сохранились) украшали барельефы животных для различения зданий.

Начало 17 века в Кёнигсберге отмечено оживлением строительства. Новые дома бюргеров украшаются лепниной, скульптурой, в интерьерах используются колонны из природных материалов, устраивают камины, обставляются роскошной мебелью. В 1680-е годы в Кёнигсберге работает известный скульптор Михаэль Дёбель с сыновьями, скульптор по дереву Исаак Рига, оловянщик Кристоф Грюнберг. Более 40 лет работал в Кёнигсберге резчик по янтарю Георг Шрайбер, другие мастера - ювелиры, стеклодувы, живописцы. В 1716 году Пётр 1 встретил в Кёнигсберге скульптора Бартоломео Растрелли и пригласил его в новую столицу России.

Первым скульптурным памятником в городе стал монумент Фридриху Вильгельму I, работы Генрих Майсснера из Данцига, установленная в 1736 году. Однако, городская скульптура ещё много лет была редкостью. В расцвете была парковая и садовая скульптура в домах знати и купечества. В городе устанавливались парадные монументы королей: статуя, заказанная придворному архитектору Андреасу Шлютеру, курфюрстом Фридрихом III – в 1802 году, конная статуя Фридриха Вильгельма III работы скульптора Августа Кисса (1802-1865) - в 1851 году.

В 1857 году жители Кёнигсберга решили поставить памятник своему великому земляку - философу Канту. Работа скульптора Кристиана Рауха (1777-1857) была установлена на постамент в 1864 году.

Все художники, работавшие в Кёнигсберге и создававшие до середины 19 века его памятники, являлись приглашёнными мастерами. С созданием в 1845 году Кёнигсбергской Академии художеств, в городе стали работать выпускники его отделений, являющиеся уроженцами Восточной Пруссии. Создалась своя школа. В академии образовались сильные живописные и скульптурные мастерские.

Кёнигсбергская академия художеств (нем. Kunstakademie Königsberg) — учебное заведение в Кёнигсберге (ныне — Калининград), существовавшее до января 1945 года.

Академия создана по инициативе обер-президента провинции Т. Шона (нем. Heinrich Theodor von Schön) приказом прусского короля Фридриха Вильгельма IV 1842 года на базе художественно-промышленной школы, основанной в 1790 году , и музея, располагавшегося в замке. Академия первоначально располагалась в центре города на Кёнигсштрассе, 57. Работа Академии началась 1 сентября 1845 года.

Основной задачей Академии была профессиональная подготовка высококлассных художников и скульпторов. Академию возглавил приглашенный из Берлина известный живописец, писавший на исторические темы, Людвиг Розенфельдер (нем. Ludwig Rosenfelder).

В первом семестре в Академии учились три студента. К 1930 году в Академии занимались 83 учащихся. В целом система обучения в Кёнигсберге была близка Санкт-Петербургской академии художеств.

Преподаватели Академии

Картина преподавателя Академии Карла Штеффека «Лошадь, собачка и бурш»Преподавателями были в основном выпускники Берлинской академии, среди них был и самый известный живописец Восточной Пруссии того времени поляк Максимилиан Антоний Пиотровский, многие годы руководивший классом гипсов, и Роберт Троссин, заведовавший гравировальным классом. Учебный процесс был основан, в первую очередь, на обучении мастерству рисунка. Учебный план Академии предусматривал в его преподавании строгую последовательность — от рисования копий, слепков с античной скульптуры, к изучению «натуры».

Произведения преподавателей и выпускников Кенигсбергской академии художеств экспонировались на выставках в Кенигсберге, Берлине, Париже, Кракове, Бреслау, Позене. Работы скульпторов И Ф.Ройша, С.Кауэра, В. Розенберга, П. Кимритца, заняли значительное место в ряду скульптурных памятников Кёнигсберга. Генрих Вольфф сделал популярной портретную графику, создав свыше ста портретов. И.Хайдек совместно с М.Шмидтом и Э.Нейде выполнил цикл живописных произведений на сюжеты «Одиссеи» Гомера для актового зала инстербургской гимназии.

Фридрих Ларс, с 1911 года профессор кафедры архитектуры Академии, автор целого ряда зданий и сооружений в Кенигсберге, в том числе нового здания Академии в зелёном районе города Ратсхофе, открытого в 1916 году. После войны в этом здании расположилась средняя школа № 21, в которой учился будущий космонавт, а также художник[1] Алексей Леонов.

Эдуард Бишофф (1890—1974) признан самым значительным представителем восточнопрусской портретной живописи XX века.

Людвиг Деттманн был директором Кенигсбергской Академии в 1900—1915 годах и добился ее наивысшего расцвета. При нём в 1902 году был создан женский класс на Кёнигсштрассе (до этого женщины, в том числе и Кете Кольвиц, получали лишь частные уроки).

Альфред Партикель (1888—1945), с 1929 года профессор Кенигсбергской академии художеств по классу пейзажа, считается самым значительным восточнопрусским пейзажистом XX века и остается одним из самых популярных у коллекционеров немецких художников.

Скульпторами Академии созданы все памятники, установленные в конце 19 – начале 20 века и украшавшие город до 1945 года. Наиболее плодовитым был скульптор Фридрих Ройш (1843-1906), создавший монументальные скульптуры герцога Альбрехта (1891 г.), кайзера Вильгельма (1894 г.), Бисмарка (1901 г.), немецкого Михеля (1904 г.-установлен в 1924 г.).

В более камерной манере работал скульптор академии Станислаус Кауэр (1867-1943), создавший памятник Фридриху Шиллеру (1905 г.), скульптурные группы «Фонтан Евы», «Фонтан Путти», скульптуру «После купания» и множество портретов. Крупные монументы для города создали скульпторы Август Гауль (1869-1921) – скульптурная группа «Борющиеся туры» (1912 г.), Вальтер Розенберг (1882-1945) – памятник генералу Йорку (1913 г.).

Все эти и другие более камерные памятники были установлены в центральных районах города, и в послевоенных разрушениях не сохранились до наших дней. Из крупных довоенных монументов сегодня стоят в городе памятник Шиллеру и группа «Борющиеся туры». Остальные сохранившиеся более мелкие довоенные произведения искусства были инвентаризованы и включены в Список памятников истории и культуры.

В советское время в городе были установлены ряд крупных монументальных произведений, созданных известными мастерами (Якубонис, Топуридзе и др.), которые также находятся в Списке памятников. Аннотированный список памятников входит в состав проекта.

Летом 1945 года из помещений Кёнигсбергской академии художеств вывозились на восток картины и рисунки старых мастеров (Микеланджело, Буасье, Джусти, Камбиазо, Альбани и другие). В акте на передачу их в ГМИИ имени Пушкина (г. Москва) указано только количество — 139 (там они хранятся и сегодня)

Отдельно в рамках темы хотелось бы отметить уроженца Кёнигсберга Б. Таута.

Бруно Юлиус Флориан Таут (нем. Bruno Julius Florian Taut; 4 мая 1880, Кёнигсберг — 24 декабря 1938, Стамбул) — немецкий архитектор и градостроитель. Закончив местную гимназию, в 1897 г. Бруно продолжил обучение в кёнигсбергском строительном училище, которое он успешно закончил за три семестра. Являясь ярким представителем «новой вещественности» в архитектуре, в первую очередь получил известность благодаря спроектированным им жилым комплексам в Берлине : посёлок Хуфайзен в районе Бриц и «Хижина дяди Тома» в районе Целендорф.

Б. Таут - пионер градостроительной колористики, в двадцатых годах работал в Магдегбурге и предложил новаторские решения цветового облика этого города. Таут впервые в истории массового жилищного строительства удачно использовал пространствообразующие эффекты архитектурной полихромии для создания качественно новой формы массовой коммуникации.

 

Созидатели города были носителями культуры западно-европейского ареала. Его образ, дух, вид, планировка, строительные материалы и технологии создания города выражают культуротворческие и материальные способы европейского уклада жизни. В этом плане Калининград является уникальным городом России, представляющим подлинное многообразное творение западной материальной городской культуры. С отпадением из культурного поля России таких европейских городов как Львов, Рига, Таллинн ценность Калининграда ещё более возрастает.

 

 

Картина дня

наверх