На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ГРАД СО

33 подписчика

Цвет 2014 года- Сияющая Орхидея

Язык цветов

Как утверждает первоисточник:

«Сияющая Орхидея — источает уверенность и волшебное тепло, завораживает взгляд и будоражит фантазию. Это экспрессивный, творческий и упоительный пурпурный, пленяющий вас своим непреодолимым очарованием. Пьянящей гармонией оттенков фуксии, лиловых и розовых полутонов, Сияющая Орхидея излучает пронзительную радость, любовь и здоровье.»

«Сияющая орхидея» (Radiant Orchid) — цвет года по версии PANTONE, и об этом можно всласть поразмышлять:

(Pantone Matching System (PMS)  - цифровой код цветов, который используется в полиграфии,  производстве текстиля, пластмассы и др., где цвет воспроизводится с минимальным отклонением от заданного в промышленных масштабах (применяется в описании флагов, печатей). В качестве факультативной деятельности Pantone ежегодно изучает цветовые наклонности общества, пытаясь с коллегами по цеху (моды,  дизайна, искусства, кино) из разных стран определить цвет, который бы отражал дух времени в наступающем году. В последствии этот оттенок обильно тиражируется все теми же коллегами в соответствующих областях.)

Фиолетовый в большинстве своих цветовых нюансов довольно сложно трактуется человеческой психикой:

  • у него минимальная длина волны, которую способен воспринимать человеческий глаз — на нем 

заканчивается радуга, и начинается ультрафиолет — может, поэтому, мы ищем в нем нечто потустороннее, метафизическое;

  • цвет крайне редко встречался в природе до того, как селекционеры засучили рукава — поэтому считался элитарным, цветом королей и духовенства, символом власти и помазания 

  • цвет затягивает (это свойство он унаследовал от синего), погружает в себя, открывает чакры и прочие протоки, усиливает интуицию , при этом некоторые уходят безвозвратно, запираясь на амбарный замок — это цвет магов и медиумов/людей творческих и безумных;

  • фиолетовый — цвет эротическое отождествления (красный-фиолетовый-черный-розовый — септаккорд безнравственности, соблазнительности и сексуальности, цветовая гамма индустрии для взрослых — чем дальше общество отходит от первородного греха и прочих порывов плодиться и размножаться к чистому рацио — тем прохладнее оно относится к фиолетовому;

  • 75% детей до наступления половой зрелости/ табуирования эротизма предпочитают фиолетовый цвет  - в нем есть одновременно и мужской красный, и женский синий, и не жесткой половой идентификации;

  • в темных (+серый/черный) оттенках — это интеллекта и достоинства
  • в светлых тонах (+белый) — легкость, романтика, инфантилизм: лавандовый/сиреневый — это цвет  дев, которые вышли из возраста детского розового с рюшами, но все еще сохранили девичью чистоту и наивность.
  • в насыщенных (+ сам цвет) и избыточных фиолетовых —  гремит декаданс, тщеславие, и напыщенность: это любимый цвет эпохи art nouveau/модерна:  фиолетовая обивка убранства гостиной в сочетании с черной ковкой, освященные мерцанием  масляной лампы производили жуткий эффект — идеальные декорации для «роковых женщин» того времени;

И как же это так исторически сложилось?

За 1,5 тыс. лет до н. э. античные финикийцы (сегодня на их месте живут ливанцы)  сумели вычислить из обилия морских гадов тех самых пурпуроносных моллюсков иглянок, которые в количестве 10-30 тыс. штук способны были окрасить одну мантию из шерсти или шелка в красно-синий нарядный цвет, который было решено называть тирский пурпур, ибо у красильщиков города Тир получалось лучше всех. Вдобавок, от тех же моллюсков можно было добиться и пурпурно-голубого оттенка — он упоминается в Пятикнижии и Талмуде под названием «тхелет» (в греческих переводах — «гиацинт») и используется наряду с пурпурным для описания убранства храма и одежды иудейских первосвященников. Исторические сводки утверждали, что стоил пурпурный пигмент на вес золота, и полагался по статусу только императору и его семье — как символ величия и власти, позже цвет  получил название royal purple («королевский пурпур» в русском переводе -это не совсем корректно — о королях в то время еще не помышляли) остальным за нарушение дресс-кода грозила смертная казнь (когда Юлий Цезарь выступил флотом против Клеопатры, на его кораблях вздымались пурпурные паруса — смотри, мол, как я крут!). Позже сенаторам также было позволено украсить свои торы пурпурной лентой.


Преемница Римской империи, Византия, включила в список доступа к пурпуру еще одно сословие: духовенство. Константинополь упразднил сомн греко-римских богов в пользу христианства, и ввел т.н.  цезарепапизм/ византинизм, при котором  глава государства выступал главой Церкви. Т.о. мозаики базилик демонстрируют нам  Императора Юстиниана Великого (и его жену Феодору) в пурпурных одеждах, что является уже символом не только светской, но и духовной власти — по инерции эта «мода» распространилась на изображения Иисусаи Богородицы, затем на святых и дальше по иерархии. Сегодня не только католические священнослужители, но и представители отпочковавшихся впоследствии конфессий носят пурпурный в знак ниспосланной на них свыше власти. Есть, правда, и более сакральное трактование таких цветовых предпочтений: пурпурный — это цвет камня, который греки нарекли «amethystos», что означает «неопьяненный» — именно за такую стрессоустойчивость к греховным соблазнам, церковь избрала аметист символом христианского смирения, укрощения страстей и плоти.  И хотя сегодня кольцо рыбака - один из символов высшей власти понтифика - украшен изображением апостола Павла, достающего из воды рыбацкую сеть, а не аметистом, версия о клерикальном лиловом, как о цвете отречения от мирского и суетного, воспринимается охотнее.   

Иудеи, в свою очередь, сохранили особое отношение к пурпурно-голубому цвету  - сегодня «тхелет» это голубая нить в кистях/«цицит» по краям молитвенного облачения, хотя аналог, окрашенный без участия улитки «хилазон», принимается не всеми. 

Пурпурный, по итогу, оставался  на тот момент исключительно «royal»  только для  понятия «born in purple»/ «багрянородный» — так называли детей  византийского императора, рожденных во время его правления (в отличие от детей, родившихся до вступления отца на императорский престол)Кстати, вот здесь как раз то место, где royal purple превращается в «королевский пурпурный»:  25 декабря 800 г. Папа Римский возложил императорскую корону на голову короля франков Карла Великого (долго рассказывать — но не от хорошей жизни) — сделав его римским императором, и передав все причитающиеся регалии, включая «королевский пурпурный». Именно производным от имени Карла Великого в русском языке завелось слово «король» — оно использовалось для монархов, коронованных Папой Римским — а начиная с Карла Великого и до 1533 г. по другому в Европе не получалось (единственными восточнославянскими королями были Даниил Галицкий и его потомки).

Таким образом, пурпурный, как символ власти, перешел от римских императоров к римско-католической церкви, а от церкви — к европейским королям, и, в принципе, эта мода актуальна и по сей день.

 

 

Картина дня

наверх